Это
умение ребенка выстраивать новые социальные связи, общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Здесь важно, чтобы ребенок мог вести не только предметный диалог, когда мы с ним рассуждаем, он что-то описывает, но и организационную беседу. То есть
договариваться о чём-то и потом регулировать свое поведение в соответствии с договоренностями. Социальная готовность подразумевает наличие умений просить о помощи и спрашивать, если что-то непонятно. Это большая составляющая общения ребенка с учителями, одноклассниками и родителями в образовательном процессе.
Организационный навык дети начинают отрабатывать в возрасте 5-6 лет. Вы можете заметить, что их сюжетно-ролевые игры начинают меняться. Мы считаем, что они ссорятся, но, если прислушаться, часто они учатся договариваться, а потом соблюдают или нарушают договорённости и снова договариваются. В данный период развития бОльшую часть игры они не играют, а организуют эту игру.
На что здесь стоит обратить внимание:- стремится ли ребёнок общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
- умеет ли уступать в споре, проигрывать, делиться, быть толерантным;
- умеет ли слушать собеседника;
- готов ли соблюдать очередь;
- готов ли идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
Сюда же относится и сформированность исполнительской функции. Способность следовать инструкциям, соблюдать озвученные правила и требования, понимание социальной иерархии.
Все эти навыки
формируются в процессе социализации ребенка. Процесс социализации может происходить не только в рамках дошкольного учреждения: ребенок вполне может стать социально зрелым уже к шести годам, если посещает спортивные и творческие секции, много гуляет и общается с окружающими, активно познает мир.
О психологической готовности к школе говорит и
уровень самооценки у ребенка. Так, нормальная и завышенная самооценка свидетельствуют о психологической устойчивости будущего ученика. А вот начинать обучение с заниженной самооценкой ребенку может быть довольно трудно, и понадобится гораздо больше времени для адаптации к новой среде.
Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что
меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему.